Давно прошли те времена, когда историческим танцем гордо называлось исполнение
чего-то тематического в отличном от повседневного одеянии в рамках мероприятия
типа «общее собрание». Сейчас мы шьем серьезные костюмы, работаем с
первоисточниками, предъявляем определенные требование к качеству музыкального
сопровождения, — и при всем этом забываем, что по-настоящему воссоздать танец
не может то, что находится ВНЕ исполнителя — ни костюм, ни музыка, ни богатые
аксессуары, ни формальное соблюдение правил этикета, ни даже абсолютная
точность исполнения.
В первую очередь, каждый исполнитель исторического танца обязательным образом
должен следить за соответствием своей пластики и своего внутреннего ощущения
тому, как выглядел бы и как ощущал бы себя человек соответствующей эпохи.
Разумеется, для того, чтобы по-настоящему почувствовать себя человеком другой
культуры, нужно много знать, много читать и постоянно стремиться к улучшению
своих навыков, не останавливаясь на достигнутом. Не все готовы, да и не у всех
есть потребность прилагать столько усилий, но красиво танцевать и красиво
выглядеть при этом хотели бы, наверное, все, кто занимается танцами.
Приведенные в этой статье советы призваны помочь исправить возможные недочеты и
улучшить технику исполнения, навыки поведения на балах и танцевальных вечерах и
расставить некоторые важные акценты.
***
Все мы помним из учебников, что эпоха Ренессанса знаменуется возрождением
интереса к человеческому телу, к человеческой личности, к индивидуальности как
таковой, практически потерявшей свое значение за многие десятилетия
средневековья. Предположительно не осталось без внимание и искусство танца,
который из массового, культового, имеющего значение как некое сакральное или
знаковое действие постепенно стал искусством, демонстрирующим возможности и
преимущества отдельных людей, личностей, и закрепился как таковой в качестве
танца придворного. Возможность выразить свое Я через танец, утвердиться — для
человека того времени возможность очень ценная, и ее ни в коем случае нельзя
было упускать, скрываясь за колонной или прячась за шлейфом дамы. Так что
исполнитель любого из придворных танцев должен сознавать и демонстрировать свою
значимость как леди N или кавалера M, а не стараться затеряться в толпе.
Вспомним, что самые доступные способы донести свое внутреннее ощущение до
стороннего наблюдателя — это пластика тела и выражение лица.
В первую очередь, извините за банальность, следует следить за спиной,
развернутой грудной клеткой, разведенными плечами, поднятым подбородком. Плохая
осанка, опущенная голова, даже если вы в ослепительно дорогом костюме и на всех
смотрите «сверху вниз», говорит наблюдателю, что вы стремитесь занять как можно
меньше места, стать менее заметным, в то время как ваша цель ровно обратная «
максимальная заметность, максимально объемное личное пространство. Если у вас
нет специальных навыков и образования, помнить о своей осанке и держать спину
следует в течение всего мероприятия, а не только между танцами или во время
открывающего полонеза.
Несмотря на то, что это напрямую противоречит канонам этикета 15-16 веков, я
советую и кавалерам, и дамам ни при каких условиях не смотреть в пол. В то
время, когда ваши глаза не заняты молчаливым диалогом с глазами партнера,
смотрите куда угодно — рассматривайте убранство зала, ловите взгляды других
танцоров, незаметно координируйте траекторию движения, но только не смотрите на
ноги впереди идущих. Пара, которая жадно изучает паркет перед собой в течение
всего танца, производит самое гнетущее впечатление, не говоря уже о том, что за
глазами к полу «клонится» голова, а за ней и спина.
Руки, о которых в конспектах танцев, как правило, ничего не сказано — тоже
вовсе не бесполезные дополнения к телу для одевания на них рукавов. В течение
бала руки помогут вам «захватить» максимальный объем пространства (разумеется,
при этом не следует доставлять неудобство находящимся поблизости), обратить на
себя внимание. Как костюм без аксессуаров производит впечатление
незаконченности, так и танец «только ногами» являет собой незавершенную
картину. Выпрямив спину, отведите руки слегка в стороны и вперед (дамы —
представьте, что руки у вас лежат на широком кринолине), локти отведите от тела
(и обязательно следите за ними, если не хотите напоминать своим видом
ощипанного цыпленка!); пальцы должны быть напряжены и представлять собой
продолжение руки, но сильно их не растопыривайте. Во время танца руками можно
«помогать», мягкими, лаконичными и ненавязчивыми жестами подчеркивая свои
движения. После окончания танца не следует тут же «ронять» руки (которые, к
слову, с непривычки очень сильно устают) — даже если вы просто беседуете с
кем-то в стороне, руки не должны висеть безвольно — помните о своей задаче, о
том, что собеседник должен быть впечатлен вашей значимостью! Представьте себе,
что вашей целью на данном балу является выгодная женитьба (вполне реальная
ситуация), и вы беседуете с отцом или матерью избранницы.
Кстати, о женитьбе. В течение долгого времени чуть ли не единственной официально
разрешенной возможностью непосредственного контакта между знатными юношей и
девушкой был именно танец. Ни о каких объятиях и речи не шло (танец, в ходе
которого кавалер держал даму за талию — вольта — и в 16 веке считался верхом
неприличия), едва заметное касание руками и брошенный мельком взгляд — вот все,
что было бы вам доступно, если бы вы не хотели прослыть дурно и излишне вольно
воспитанными. А теперь представьте себе, что человек, с которым вы, наконец,
танцуете, снился вам последние два месяца, и что за три минуты танца вы должны
все рассказать ему и все узнать о нем — и это без помощи слов, только взгляд и
руки. Больше шанса у вас не будет — по крайней мере, на этом балу. А если
танец, к тому же, называется «Верность любви»? Каким должен быт эмоциональный
контакт между танцующими, какой должна быть «информационная» насыщенность
танца! И это вместо выражения лица «Боже мой, я забыл следующую часть» или «А
куда мне идти теперь??», панического взгляда в пол и периодических вскидываний
головы для определения хотя бы приблизительного местонахождения партнера.
Даже если вы не хотите вживаться в какой-то романтический образ, всегда
старайтесь найти тему для «танцевальной беседы» с партнером. Но если вы вообще
ничего не хотите вспоминать и основной тревожащей вас мыслью является вопрос о
том, выключили ли вы утюг, ваш партнер ни в коем случае не должен об этом
догадаться! Озабоченное выражение лица, взгляд в сторону, насупленные брови и
мысленный отсчет шестнадцати пиве, читающийся на лбу, исключены и находятся вне
закона, если вы только не хотите обидеть или всерьез задеть чувства того, с кем
танцуете. При том, что, напомню в очередной раз, ваша цель — всех очаровать,
обворожить, заставить себя ценить, уважать и мечтать о танце с вами.
***
Ваш выбор:
* максимум внимания партнеру. Взгляд в глаза, разворот корпуса, готовность
поддержать инициативу в разговоре, даже если этот разговор — мимический;
* улыбка, всегда — улыбка. Торжествующая, горделивая, восхищенная,
подобострастная, интригующая, кокетливая — любая, никакие драгоценности не
украсят вас так, как самая обычная улыбка;
* внимание не только тому человеку, с которым вы начали танец (особенно если
танец на несколько пар), но и всем, на кого вы можете обратить внимание. За
короткий период (2-5 минут) вы должны попасться на глаза максимальному
количеству людей.
Не стоит пугаться, если, паче чаяния, вы забыли какое-то па или
последовательность шагов. Не суетитесь и не паникуйте лицом, не оглядывайтесь
судорожно кругом, пытаясь поймать ускользнувший момент, не стойте столбом и уж
конечно не бросайте партнера посередь залы со словами: «Ой, у меня ничего не
получается, я не буду танцевать». Ни осанка, ни положение рук, ни чувство
собственного достоинства не должны вас покинуть. Улыбнитесь партнеру, преподнеся
произошедшее как досадную, но и забавную случайность, и не останавливайтесь.
Если сразу вспомнить дальнейшее у вас не получается, не стоит абы как повторять
шаги других танцоров — лучше сосредоточьтесь на том, чтобы поймать в музыке тот
момент, начиная с которого вы сможете сориентироваться. Если ваша пара или
колонна при этом куда-то движется — двигайтесь вместе со всеми, но на простых
шагах. В лучшем случае вашу ошибку заметит ваш партнер и, может, еще два-три
человека, — в то время как вытаращенные глаза, судорожные оглядывания и
паническая мимика, уверяю вас, видны очень издалека.
Следование перечисленным советам поможет вам предстать в выгодном свете и
зарекомендовать себя хорошим танцором, даже если запутались ровно во всех
танцах, а в некоторых и по нескольку раз. И, наоборот, никакое доскональное
знание танца не спасет вас, если сгорбленная спина и висящие плетьми руки будут
дополняться насупленным выражением лица и неотрывным слежением за ногами
впереди идущего.
Автор: Смольнякова Екатерина
Взято с: http://historicaldance.spb.ru/index/art
... eral/aid/3
|