Единое сообщество исторического танца
города Винницы

Категории раздела

История возникновения [1]
Общее [12]
Этикет XVI века [1]
Этикет XVII века [2]
Этикет XVIII века [3]
Этикет XIX века [6]
Этикет XX века [0]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Этикет » Этикет XIX века

Светские беседы
Справедливость мысли: речь – серебро, молчание – золото, подтверждается часто. Личность, желающая жить в обществе и быть с людьми в хороших отношениях, должна усвоить искусство уметь во время молчать.

3Конечно, под этим не подразумевается безусловное молчание, потому что всякая личность, принадлежащая к хорошему обществу, не должна быть молчалива или односложная в своих ответах. Напротив, чтобы быть хорошим собеседником, надо уметь приятно и хорошо говорить, иначе можно прослыть за особу ограниченную. Искусство говорить приятно, давать разумные и удовлетворительные ответы выказывает гибкий ум собеседница; в разговоре скорее всего выказывается образованный человек – вот эти-то качества сравнивают с серебром.

Есть уменье слушать, но не меньшую важность составляет искусство молчать. Как часто можно отметить в жизни факты, где какое-нибудь неосторожное слово или необдуманное суждение портило карьеру и даже жизнь человека. Каждый, желающий быть принятым в хорошем обществе, должен взять за правило умение молчать.

Редко говорят о предметах, большею частью разговор касается личностей.

К сожалению, в характере человека имеется странная черта: мести перед дверью соседа и не замечать того, что делается у себя. Это качество имеет каждый человек; но требование хорошего общества состоит в том, чтобы подавить это влечение; поэтому требуется от каждого оставлять это качество при себе. Могут возразить, что и в самом лучшем кругу встречаются злые языки – это, конечно, даже слишком справедливо; но также верно, что там это замечается только за единичными членами; остальные же видят в болтливости о ближнем погрешность против хорошего тона.

Чаще всего эта черта замечается у женщин; между ними она распространена больше, нежели между мужчинами. Они рассказывают и расспрашивают не из участия, а просто из любопытства. Кто интересуется делом, сам принимает участие в нем и на этом основании расспрашивает, тот хочет узнать, поучиться, объяснить себе непонятные вещи. Любопытная, наоборот, совершенно равнодушно относится к предмету; ее заботит личность, которой касается это дело; она хочет ее критиковать и, если возможно, осудить. Таких людей следует всегда остерегаться.

Действительно, образованный человек, настоящий друг, будет всегда избегать подобных вопросов и обходить их, но так деликатно, чтобы мы не могли упрекнуть его в равнодушии к нашей личности и обстоятельствам. Его сочувствие искренно, глубоко, и только боязнь обидеть нас или неприятно затронуть наше самолюбие не дозволяют ему нас спрашивать.

Это одна сторона искусства вовремя молчать, но есть и другая.

2Есть другого рода любопытство, не ставящее целью пользоваться затруднительным положением другого для возвышения своей собственной личности. Во многих случаях любопытная хочет только слышать, чтобы рассказать дальше, распространить и через это сделаться интересной. Такие могут говорить о каждом знакомом; они знают все, что делается в кругу родственников и знакомых.
Не менее серьезна, чем болтливость, страсть навязывать свои советы. Есть множество людей, очень легко дающих свои советы, хотя никто их о том не спрашивает. Им кажется, что они знают все лучше других. Человек, считающий себя непогрешимым, - несносный собеседник, и эти непрошенные советы – та же неделикатность, только в другом виде.

Хорошо говорить и уметь поддерживать разговор – большое искусство. Особы, бывающие в обществе, должны уметь говорить о пустяках. Женщин очень часто обвиняют в излишней болтливости. Но болтовня не должна быть синонимом сплетен. Она отлично может обойтись без порицаний. Представительница дома, умеющая завести оживленный, приятный разговор и поддерживать его, может быть уверена в благодарности гостей.

Все политические и религиозные вопросы легче всего приводят к спору и могут разрознить самых лучших друзей. В гостях, где сходятся личности с различными взглядами и убеждениями, следует таких разговоров избегать, а придерживаться предметов, доступных общему пониманию и имеющих интерес для присутствующих. Поэтому общие вопросы науки и искусства составляют благодарный предмет для разговоров в обществе.

Не следует говорить только об одной погоде или, как это случается в дамском кругу, о хозяйстве и сопряженных с ним неприятностях; разговор должен легко переходить от одного предмета к другому, затрагивая таким образом, самые разнородные вещи, оправдывая старую немецкую поговорку: «Кто много приносит, тот каждому что-нибудь уделит».

О чем же говорить? В обществе не может быть недостатка в материалах для разговора – это новости дня, празднество, новейшие литературные произведения, художественная выставка, пьеса в театре и т.д. Занимательность разговора зависит не от предмета, о котором говорят, а от способа, как о нем говорят. Самый незначительный предмет разговора часто дает повод к остроумным замечаниям; верный такт умеет переходить незаметным образом от одного предмета к другому, не прерывая внутренней связи между ними, продолжает нить разговора и дает возможность другим сделать подходящее замечание, которое, вместе с тем, служит новой завязкой для продолжения разговора.

Есть несколько основных правил благопристойности в разговоре, которым надлежит следовать:

- избегать слишком большого количества слов, объяснений, отступлений от предмета; все это неприятно и выводит из терпения слушателя.

- говорить просто и никогда не горячиться, начинать говорить не иначе как в свою очередь и стараться не перебивать говорящих.

- всегда принимать сторону справедливости и правоты, призывать к ним других с кротостью и снисходительностью, которые не имеют ничего общего с принуждением.

- никогда не завладеть самому всем разговором.

- предоставить высказаться тому, кто говорит, и начинать говорить не раньше, чем собеседник кончит говорить.
Избегать, по возможности, говорить шепотом тому, возле кого сидят.

- говорить мало, но кстати. Большой говорун утомляет собеседников, молчаливый человек наводит скуку.

- не говорить о себе. Что можем мы сказать о себе благопристойного? Если мы станем говорить о наших добродетелях или о наших талантах, то делаемся скучными и смешными.

- когда кто-нибудь говорит, не вынимать из кармана письма, не смотреть на часы, не барабанить пальцами, не напевать про себя.

- не принимать в разговоре принужденный вид; всегда следует говорить приятным, спокойным и благородным образом.
Категория: Этикет XIX века | Добавил: Yuko-Lin (12.07.2011)
Просмотров: 2787 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Mikado no Ame - анимешники Винницы