Справедливость мысли: речь – серебро, молчание – золото, подтверждается
часто. Личность, желающая жить в обществе и быть с людьми в хороших
отношениях, должна усвоить искусство уметь во время молчать.
Конечно,
под этим не подразумевается безусловное молчание, потому что всякая
личность, принадлежащая к хорошему обществу, не должна быть молчалива
или односложная в своих ответах. Напротив, чтобы быть хорошим
собеседником, надо уметь приятно и хорошо говорить, иначе можно прослыть
за особу ограниченную. Искусство говорить приятно, давать разумные и
удовлетворительные ответы выказывает гибкий ум собеседница; в разговоре
скорее всего выказывается образованный человек – вот эти-то качества
сравнивают с серебром.
Есть уменье слушать, но не меньшую
важность составляет искусство молчать. Как часто можно отметить в жизни
факты, где какое-нибудь неосторожное слово или необдуманное суждение
портило карьеру и даже жизнь человека. Каждый, желающий быть принятым в
хорошем обществе, должен взять за правило умение молчать.
Редко говорят о предметах, большею частью разговор касается личностей.
К
сожалению, в характере человека имеется странная черта: мести перед
дверью соседа и не замечать того, что делается у себя. Это качество
имеет каждый человек; но требование хорошего общества состоит в том,
чтобы подавить это влечение; поэтому требуется от каждого оставлять это
качество при себе. Могут возразить, что и в самом лучшем кругу
встречаются злые языки – это, конечно, даже слишком справедливо; но
также верно, что там это замечается только за единичными членами;
остальные же видят в болтливости о ближнем погрешность против хорошего
тона.
Чаще всего эта черта замечается у женщин; между ними она
распространена больше, нежели между мужчинами. Они рассказывают и
расспрашивают не из участия, а просто из любопытства. Кто интересуется
делом, сам принимает участие в нем и на этом основании расспрашивает,
тот хочет узнать, поучиться, объяснить себе непонятные вещи. Любопытная,
наоборот, совершенно равнодушно относится к предмету; ее заботит
личность, которой касается это дело; она хочет ее критиковать и, если
возможно, осудить. Таких людей следует всегда остерегаться.
Действительно,
образованный человек, настоящий друг, будет всегда избегать подобных
вопросов и обходить их, но так деликатно, чтобы мы не могли упрекнуть
его в равнодушии к нашей личности и обстоятельствам. Его сочувствие
искренно, глубоко, и только боязнь обидеть нас или неприятно затронуть
наше самолюбие не дозволяют ему нас спрашивать.
Это одна сторона искусства вовремя молчать, но есть и другая.
Есть
другого рода любопытство, не ставящее целью пользоваться
затруднительным положением другого для возвышения своей собственной
личности. Во многих случаях любопытная хочет только слышать, чтобы
рассказать дальше, распространить и через это сделаться интересной.
Такие могут говорить о каждом знакомом; они знают все, что делается в
кругу родственников и знакомых. Не менее серьезна, чем болтливость,
страсть навязывать свои советы. Есть множество людей, очень легко дающих
свои советы, хотя никто их о том не спрашивает. Им кажется, что они
знают все лучше других. Человек, считающий себя непогрешимым, -
несносный собеседник, и эти непрошенные советы – та же неделикатность,
только в другом виде.
Хорошо говорить и уметь поддерживать
разговор – большое искусство. Особы, бывающие в обществе, должны уметь
говорить о пустяках. Женщин очень часто обвиняют в излишней болтливости.
Но болтовня не должна быть синонимом сплетен. Она отлично может
обойтись без порицаний. Представительница дома, умеющая завести
оживленный, приятный разговор и поддерживать его, может быть уверена в
благодарности гостей.
Все политические и религиозные вопросы
легче всего приводят к спору и могут разрознить самых лучших друзей. В
гостях, где сходятся личности с различными взглядами и убеждениями,
следует таких разговоров избегать, а придерживаться предметов, доступных
общему пониманию и имеющих интерес для присутствующих. Поэтому общие
вопросы науки и искусства составляют благодарный предмет для разговоров в
обществе.
Не следует говорить только об одной погоде или, как
это случается в дамском кругу, о хозяйстве и сопряженных с ним
неприятностях; разговор должен легко переходить от одного предмета к
другому, затрагивая таким образом, самые разнородные вещи, оправдывая
старую немецкую поговорку: «Кто много приносит, тот каждому что-нибудь
уделит».
О чем же говорить? В обществе не может быть недостатка в
материалах для разговора – это новости дня, празднество, новейшие
литературные произведения, художественная выставка, пьеса в театре и
т.д. Занимательность разговора зависит не от предмета, о котором
говорят, а от способа, как о нем говорят. Самый незначительный предмет
разговора часто дает повод к остроумным замечаниям; верный такт умеет
переходить незаметным образом от одного предмета к другому, не прерывая
внутренней связи между ними, продолжает нить разговора и дает
возможность другим сделать подходящее замечание, которое, вместе с тем,
служит новой завязкой для продолжения разговора.
Есть несколько основных правил благопристойности в разговоре, которым надлежит следовать:
-
избегать слишком большого количества слов, объяснений, отступлений от
предмета; все это неприятно и выводит из терпения слушателя.
- говорить просто и никогда не горячиться, начинать говорить не иначе как в свою очередь и стараться не перебивать говорящих.
-
всегда принимать сторону справедливости и правоты, призывать к ним
других с кротостью и снисходительностью, которые не имеют ничего общего с
принуждением.
- никогда не завладеть самому всем разговором.
- предоставить высказаться тому, кто говорит, и начинать говорить не раньше, чем собеседник кончит говорить. Избегать, по возможности, говорить шепотом тому, возле кого сидят.
- говорить мало, но кстати. Большой говорун утомляет собеседников, молчаливый человек наводит скуку.
-
не говорить о себе. Что можем мы сказать о себе благопристойного? Если
мы станем говорить о наших добродетелях или о наших талантах, то
делаемся скучными и смешными.
- когда кто-нибудь говорит, не вынимать из кармана письма, не смотреть на часы, не барабанить пальцами, не напевать про себя.
- не принимать в разговоре принужденный вид; всегда следует говорить приятным, спокойным и благородным образом.