Со
времен упадка рыцарства все большее влияние на развитие этикета
оказывают нравы среднего класса. С одной стороны, блистательные дворы
абсолютных монархов предлагают все более сложные правила поведения, с
другой, с течением времени бытовые этикетные нормы становятся
значительно демократичнее под влиянием новых социальных условий. Недаром
просветители 18 века считали, что придворный этикет отдален от основной
массы населения и призывали к более естественным манерам. Добродетели
буржуа, такие, как бережливость, трудолюбие, аккуратность постепенно
становятся основой поведения в обществе. В то же время нравы высшего
общества также меняются и на первый план выдвигаются другие ценности по
сравнению с 17 веком. Растет английское влияние на европейский этикет.
Этические принципы и нормы английского джентльмена становятся
привлекательными для представителей других стран. Законодателем же манер
во многом по-прежнему остается Франция. В целом уже можно говорить о
складывающихся нормах европейского этикета этого периода, так как люди
много путешествуют, и представления о хорошем тоне становятся
интернациональными.
Требования к хорошему воспитанию
Одним из важных источников понимания
хороших манер этого периода являются письма лорда Честерфилда к сыну,
где автор ставит своей целью направлять поведение молодого человека в
любом обществе и стране Европы.
Хорошее воспитание предусматривало
естественную манеру держаться в сочетании с вежливостью и вниманием к
другим людям. Большое значение придавалось скромности, но она не должна
была быть сопряжена с застенчивостью и неловкостью. Признавалось, что
необходимо обладать не только моральными достоинствами, но и хорошими
манерами, при отсутствии последних можно легко вызвать смех по отношению
к себе или даже обидеть окружающих. Поэтому хорошо воспитанный человек
должен был быть внимателен при употреблении титулов и имен, не говорить
много о себе, владеть собой и не демонстрировать своих эмоций. Громкий
смех осуждался как проявление вульгарности, то же самое касалось
употребления пословиц и просторечных выражений. Также осуждались
принятые еще в 11 веке пренебрежение к низшим и грубость к кому бы то ни
было, включая слуг. Человек должен был уметь формулировать свою мысль
ясно и четко как устно, так и письменно.
Важным представлялось иметь хорошую
осанку, хорошо танцевать и тщательно следить за своей одеждой (имеется в
виду не только следование моде, но и безукоризненная чистота,
игнорируемая ранее). По-прежнему придавалось важнейшее значение
соблюдению всех форм вежливости по отношению к женщине – следовало
почтительно приветствовать ее, не сидеть, когда она стоит, оказывать
всевозможные услуги, а порой и открыто льстить.
Поведение при королевском дворе сильно
отличалось от принятого в век абсолютизма. При соблюдении всех этических
норм (не обращаться к монарху первым, не выбирать тему беседы самому и
т. д.) правильным поведением считалась почтительность без признаков
смущения и тем более без самоуничижения. Эти же нормы поведения
распространялись и в отношении к другим вышестоящим лицам. Ценность
человеческой личности независимо от происхождения все больше возрастала,
хотя предрассудки, связанные с происхождением, были еще чрезвычайно
сильны.
|