Влияние Фландрии и Франции было заметно в английском женском костюме
конца XV века. Однако англичанки сумели придать ему черты своеобразия,
сыгравшие определенную роль в становлении их внешнего облика в 20-40-х
годах XVI века.
Прежде всего лиф котт и платья теперь держится на жестком корсете из
кожи, который надевают сверх рубашки. Рубашку для торжественного наряда
шьют с открытым ворогом, потому что скромный воротник платья теперь чаше
всего заменяют вырезом каре.
Рукава платья гауна фактически состоят из двух частей: собственно
рукава (до локтя) и громадные воронкообразные манжеты, подбитые парчой
или золотой сеткой. Их соединяли с рукавом шнуровкой, чтобы иметь
возможность менять. Нижнюю часть таких манжет, подложенную под вышивкой
проклеенным полотном, отгибали наверх, и она была самой нарядной деталью
женского костюма. Гаун английских леди существовал в двух вариантах: с
круглой юбкой и с распашной. Полы распашной юбки были скошены и
образовывали спереди вырез в форме вытянутого треугольника, что
позволяло видеть юбку котт. Таким образом, сохранялась сложившаяся в
эпоху позднего средневековья система английского женского костюма,
обязательно состоявшего из трех или четырех одежд, надеваемых
одновременно. Но в эпоху Возрождения все значительно упрощается.
Если
лиф котт не виден через шнуровку или разрез платья, то его делали из
грубого полотна, рукава в той части, где они были видны - из дорогой
ткани; при круглой юбке котт только внизу обшивали полосой подобной
материи, а при распашной - уже полностью делали из той же ткани, что и
рукава котт. Такие комбинации возникли по двум причинам: из соображений
экономии (каждый кусочек привозной ткани стоил дорого) и из желания
сделать фигуру более стройной, а следовательно, и более красивой. Гаун и
котт всегда делали из разных тканей. Если гаун был из одноцветной
материи, то котт - из ткани с рисунком. При этом чаще всего стремились
создать тональную объединенность гауна и котт, разумеется существовали и
контрастные сочетания.
От пояса из металлических и чеканных резных пластинок с цветными
камнями спереди спускался один конец, законченный крупной подвеской
ювелирной работы. Как и в других европейских странах, в Англии этот
конец имитировал четки, которые женщины в эпоху средневековья носили на
поясе. Ожерелья, колье и другие драгоценности украшали шею и корсаж
английского женского платья.
|