В начале века еще бытовали простые формы мужского французского костюма,
сложившиеся в конце XV столетия. Но в 20-х годах образуется живописный
стиль крупных объемов, как бы вылепленных из тяжелых тканей, с
характерным разнообразием складок и фактур, отличавший одежду
Возрождения (первой половины XVI века).
В XVI веке сохраняются названия многих частей мужской французской
одежды, бытовавшие в предыдущем столетии, но изменяется их назначение в
общем ансамбле костюма. Так, пурпуэн
превращается в верхнюю одежду. В 20—30-х годах его еще делают без
рукавов (рукава из другой ткани пришивали к дублету), а в 40—50-х,
особенно в 60-х, все чаше встречаются пурпуэны с рукавами из одной
материи. В 10—30-х годах французский пурпуэн делают по итальянскому
образцу с глубоким вырезом, из-под которого виден ворот рубашки из
топкого полотна, законченный узким рюшем.
Характерной особенностью французской одежды
10—40-х годов является украшение ее поверхности узкими разрезами. Эти
разрезы на пурпуэне скрепляют небольшими розетками с драгоценными
камнями. Таким образом, создается новая живописная фактура костюма,
позволявшая составлять всевозможные красочные сочетания. Впервые этот
прием возник в Германии, откуда был заимствован Францией и другими
странами.
В костюме французского феодала XVI века еще сохраняется связь с военным
одеянием. Так, от рыцарских доспехов заимствуют длинную, заложенную
крупными складками съемную баску для пурпуэна, подобную юбке до колеи. Съемная
баска давала возможность разнообразить цветовые сочетания костюма. В
особо торжественных случаях сверх пурпуэна надевали широкую, свободную,
но не длинную одежду без рукавов, называвшуюся "сэ", или с рукавами
"шамарр". Длинные шоссы из сукна теперь заменяют двумя видами одежды — "о-де-шосс", то есть верхними шоссами, очень скоро превратившимися в широкие короткие штаны, собранные внизу на шнур, и "ба-де-шосс"—
то есть длинные чулки. Иногда создавали комбинацию из трех предметов:
о-де-шосс, покрывающие бедра, из-под них — узкие штаны до колен
ба-де-шосс и чулки немного выше колен. Такое деление особенно часто
встречалось тогда, когда появились трикотажные чулки, то есть во второй
половине XVI века. Сначала чулки привозили из Англии, а затем, начиная с
1589 года, их стали производить и во Франции. Несмотря на враждебные
отношения между Испанией и Францией на протяжении нескольких десятилетий
(1521 —1559 годы) французы не избежали влияния испанских мод. Принято
считать, что испанское влияние сказалось в исчезновении декольте в
мужском костюме, в появлении высокого стоячего воротника в круглых
подбитых ватой или конским волосом о-де-шосс и каркасе в пурпуэне.
Однако в Испании не носили таких раздутых о-де-шосс и каркас
французского пурпуэна имел несравненно более вычурную форму в 80-х
годах.
|