По
свидетельству современников, женская мода в Италии менялась почти
каждый день. Конечно, нет достаточных оснований понимать столь быструю
смену костюма, как действительную смену мод. Традиционность внешнего
облика человека, его одежды были настолько присущи феодальному обществу,
что появление новых деталей отделки, украшений уже воспринималось как
серьезные изменения в костюме. Особенно славилась своей
изобретательностью и страстью к новизне Лукреция Борджиа. И, хотя
головной убор Лукреции как будто уникален, общий характер костюма не
выходит за пределы принятого (конец первого — начало второго десятилетия
XVI века). Отличительной же особенностью платья Лукреции является лиф,
более узкий и более жесткий, чем у большинства итальянок, что касается
юбки, то, возможно, она на каркасе. Слух об этой новинке, появившейся в
Испании в 1468 году, мог дойти и до двора Борджиа. Однако испанские
"вердугос" появились и распространились в Италии значительно позже.
По-своему складывался венецианский женский костюм. В
конце XV века платья женщин у Карпаччо имеют очень высокую талию, такую
же одежду зарисовал и Дюрер во время своего пребывания в Венеции.
Венецианской женской одежде XV века также были свойственны мягкость и
пластичность, но высокая талия и маленький лиф, сильно обнажавший шею и
грудь, рукава с фигурными разрезами были ее отличительными
особенностями. В начале XVI века, когда в Италии появляются широкие
пышные рукава. и в Венеции начинают носить подобные — очень длинные и
широкие внизу, похожие на рукава тоги дожа и названные поэтому
"догалинео".
Ко второй половине века венецианский женский костюм становится особенно пышным и декоративным.
Прославленная промышленность Венеции удовлетворяет любые требования
самого прихотливого вкуса. За венецианскую парчу с крупным декоративным
рисунком платят большие деньги и торжественные одежды королевских дворов
Европы делают из этой ткани.
Плоскостной декоративный характер рисунка венецианской парчи находился в
прямом соответствии с главной художественной идеей венецианского
женского костюма—он создавал и усиливал впечатление особенно крупных
форм, увеличивал масштабы фигуры. Такое решение костюма могло бы
исказить пропорции, но на помощь приходит обувь на высоких подставках —
"цокколи" и женщинам уже не грозит превращение в низеньких толстушек.
Высокие, величественные, они плавно выступают в своих тяжелых роскошных
платьях, обильно украшенных кружевами. А производство кружев в Венеции в
XVI веке создало ей не меньшую славу, чем изготовление тканей и зеркал.
Эти плотные рельефные кружева с четким геометрическим рисунком
придавали особое великолепие венецианскому костюму. Секрет их
производства тщательно охранялся, а единственным инструментом, с помощью
которого они выделывались, была обычная игла.
|