Спокойные линии женского французского костюма
конца XV века возникли как реакция на чрезмерную вычурность готического
стиля одежды, существовавшего на протяжении почти шестидесяти лет. Этот
тип костюма сохранился и в первом десятилетии XVI века. Но по мере
распространения итальянского влияния французский женский
аристократический парадный костюм становится более объемным. Это
проявляется в том, что рукава роб делают из двух больших полос ткани,
которые отделывают мехом по вертикальному краю и внизу, соединяя их у
плеча и запястья завязками из лент.
В 20-х годах при дворе Франциска I придворные дамы начинают увлекаться
испанским изобретением — вердугос, которые во Франции стали называть
"вертюгад" или "вертюгаль". Появление вердугос во Франции совпадает с
началом войн Франциска против испанского короля Карла V.
Французские вертюгали имели правильную форму усеченного конуса и внизу
были шире испанских. Их делали из плотной жесткой ткани, в которую
вшивали металлические обручи, а сверху покрывали тафтой. Теперь женский
костюм состоял из следующих частей: рубашки с длинными рукавами, чулок
из ткани, вертюгаля, к которому был добавлен лиф на каркасе — "баскин",
стягивающий грудь и талию; котт с рукавами, надеваемый сверх баскина и
вертюгаля, и роб — платья с распашной спереди юбкой. Юбка котт была
видна спереди между расходящимися треугольником полами платья, и на ней
не допускалось ни единой складки. Такой костюм, с небольшими
изменениями, сохранялся как парадное придворное одеянье вплоть до 70-х
годов.
Котт
и роб всегда делали из тканей разных цветов и фактур. Особенно любимыми
были сочетания гладкой ткани роб и узорчатой — на котт.
Испанские влияния в женском французском костюме, как и в мужском,
сказались лишь в отдельных деталях. В 50-х годах перестают носить
декольте, хотя у роб сохраняется вырез каре, который теперь закрывают
тонкой тканью рубашки с высоким воротником-стойкой, законченным рюшем, а
затем — вставкой из светлой ткани. Рукава делают более узкими, и,
подобно пурпуэну, вверху они имеют пышный буф. Появляется и плоеный
воротник "фреза", привезенный впервые Катариной Медичи, так же как и
сердцевидный головной убор аттифэ, который она после смерти Генриха II неизменно носила с вдовьим черным костюмом почти тридцать лет.
Катарина Медичи познакомила француженок с кальсонами, которые в Италии
женщины носили (под платьем) для верховой езды. Женщины сидели на лошади
боком, и их ноги упирались в подвесную скамейку. Кальсоны делали из
цветных дорогих тканей, вышивали шелками, золотом, серебром. Именно эти
кальсоны взял Генрих III за образец для мужчин.
Французский женский костюм 70-х годов имеет четкий графический силуэт и
в течение этого времени сравнительно невелик в объеме. Цвета французской одежды
преимущественно темные, хотя на портретах встречаются также лиловые,
желтые, серые, белые. Сверх роб с нераспашной юбкой носят марлотт —
французский вариант испанской ропы и бэрн — марлотт без рукавов.
|