Логическим завершением развития испанского женского костюма
на протяжении XIV—XV веков было появление каркаса в одежде. Испанский
женский костюм этого времени имел больше различий, чем сходства с
общеевропейским.
Вся история костюма убеждает
нас в том, что художественное решение внешнего женского облика
формируется под влиянием двух основных факторов: положения женщины в
данных социальных условиях, которое на определенных этапах может идти
вразрез с установившимся, освященным традицией, и отношения к ней со
стороны всего общества в целом, а также со стороны мужчин. Все остальные
факторы, часто весьма многообразные, в том числе и эстетические, будут
дополнять эти два и создавать разнообразную гамму многочисленных
разновидностей костюма.
К середине же XV столетия черты своеобразия в нем становятся все более
заметными и, как всегда это бывало у всех народов, появляется ряд
женских головных уборов, характерных для данной страны. В это время испанское женское платье
имеет резко подчеркнутую тонкую талию, от которой вверх (на лифе) и
вниз (на юбке) расходятся лучеобразные складки. Это зрительно расширяло
плечи, и фигура казалась особенно стройной, высокой. Платье часто
дополнялось пелеринкой, неизвестной в других странах Европы, придававшей
своеобразие облику испанки. Волосы испанок были гладко причесаны, с
прямым пробором и заплетены в одну косу. Макушка головы была повязана
тканью, в которую затем была завернута коса, перевитая крестообразно
(сверху) до конца узкой черной лентой. Этот головной убор называли
трансадо, он сохранялся в Испании до 20-х годов XVI века, а в некоторых
местностях и до более позднего времени. Трансадо пришелся по вкусу
итальянкам, которые некоторое время его носили. Испанки иногда соединяли
трансадо с небольшим тюрбаном, перевитым лентой. Второй испанский головной убор
— кофья-де-папос (его носили только женщины) — был из тонкого белого
полотна и состоял из двух частей: наколки, непосредственно покрывавшей
голову, из мелко плоеной ткани, пришитой к металлическому каркасу,
обтянутому такой же материей, и своеобразно задрапированного платка.
Легким и красивым головным убором знатных женщин был "веспайо". Его
делали из прозрачной белой ткани, он покрывал лоб, голову и сзади
спускался на плечи. Сверх этого маленького покрывала надевали узкий
металлический обруч, украшенный драгоценностями, который не давал ткани
соскользнуть с головы.
Изысканная простота облика испанки свидетельствует о зрелости
художественного вкуса, сложившегося в период, когда Испания успешно
отвоевывала у мавров свои исконные земли. Но в это же самое время,
незаметно для самих испанцев, изменяется и отношение к женщине. По мере
того как уменьшалась территория военных действий и исчезали реальные
причины для замкнутого образа жизни женщин, складываются стесняющие
обычаи, тиранически требовавшие от испанок нарочито скромного поведения.
Этот моральный кодекс определенным образом влияет и на испанский
женский костюм. Постепенно пластичные формы одежды середины XV века
сменяются более жесткими, большой плащ все чаще и чаще покрывает знатных
испанок не только при выходе на улицу, а становится неотъемлемой частью
их торжественного наряда. Мягкие ткани, чаще всего одноцветные,
заменяются тяжелыми парчовыми, и фигуры испанок теряют обаяние юности,
свойственное им в середине XV века.
Однако полнее всего идея превращения женского костюма в жесткий
футляр воплотилась в костюме, который, по преданию, изобрела в 1468 году
королева Кастилии Хуана Португальская, желавшая скрыть свою
беременность. Ее изобретение настолько отвечало духу времени, что не
только не удивило испанское общество, а быстро распространилось и в
Кастилии, и в Арагоне и положило основу европейскому каркасному женскому
костюму, просуществовавшему в разных вариантах до начала XX века.
|