В
XV веке возникало иногда увлечение костюмами народов других стран.
Обычно это было связано с каким-нибудь событием — женитьбой кого-либо из
итальянских владетельных князей или проездом иностранной невесты через
Италию и т. д. Так, на одном из известнейших "касоне" (свадебный сундук,
в который клали приданое невесты), расписанном сценами свадьбы
Бок-каччо Адимари и Лизы Нагарол-ли — изображено несколько женщин в
довольно высоких французских "атур-а-буреле" с короткой вуалью.
Свадьба же Фридриха III и Элеоноры Португальской (Арагонской) послужила
художнику Пинтуриккьо сюжетом для одной из фресок в библиотеке
Пикколомини. У невесты и у ее подруги испанские головные уборы
"трансадо", заимствованные итальянками.
В течение двух первых десятилетий XVI столетия итальянская женская одежда
сохраняет мягкие формы, сочетание различных цветов, игра светотени
делают ее чрезвычайно живописной, но крупные объемы, сложные линии
разрезов и складок (особенно на рукавах) утяжеляют костюм. Он
теряет ту изысканную пластичность, легкость и динамичность, которые
были присущи ему в середине и начале второй половины XV века. Это
изменение женского костюма происходит одновременно с мужским. Иным
становится облик итальянок. Одним из первых воплотил этот новый облик
Пальмо Веккио в своей картине-портрете "Три сестры". Но и Рафаэль на
прославленной "Донна Велага" запечатлел образ цветущей женщины с
округлыми формами и гладкой шелковистой кожей.
Женшины Пальмо Веккио воспринимались современниками как идеал красоты, особенно увлекались ими венецианцы.
Одновременно с мужским джуббоне с пышными вверху рукавами и бальцо
у женщин появляется платье, весьма близкое по покрою к этому джуббоне.
Сходство еще больше увеличивалось головным убором — женщины носили
бальцо самых разнообразных видов. Пышные, громадные, широкие вверху
рукава украшают всевозможными разрезами, которые заполняют тканью белой
рубашки. Пышность и декоративность костюма итальянских патрицианок во
многом была обусловлена образом жизни их общества. Если двор Лоренцо
Великолепного славился - на всю Европу своими празднествами, то после
кратковременного существования республики Саванаролы во Флоренции (1494—
1498 годы), когда под влиянием покаянного настроения, а иногда и
страха, публично сжигали женские наряды и украшения, вакханалия роскоши
не имела предела. Изобретательность и вкус итальянок и итальянцев
соревнуются в новых выдумках, в создании все новых и новых костюмов.
|