Позиции ног:
Положение ног основаны на принципе выворотности.
I — ступни, соприкасаясь с пятками, развернуты носками наружу, образуя прямую
линию на полу.
II — пятки выворотных ног отстоят одна от другой на длину стопы.
III — ступни плотно прилегая, закрывают друг друга наполовину.
IV — выворотные ступни находятся одна параллельно другой на дину стопы.
V — ступни, плотно прилегая, закрывают друг друга (пятка одной ноги
соприкасается с носком другой).
Позиции рук:
Французская и русская до — вагановская школы пользовались семью позициями рук,
исполняемыми в закругленном (arrondi "аронди") и удлинненном (allonge
"алонже") виде. Ваганова предложила три основных позиции и
подготовительное положение к ним.
Подготовительная позиция — опущенные вниз руки округлены в локтях и кистях,
слегка отделены от корпуса;
I — округленные руки подняты на уровне диафрагмы;
II -разведены в стороны на уровне плеч;
III — подняты над головой.
Из основных положений образуется множество произвольных положений.
Plie (плие)– общепринятое французское название для движения ног, которое
по русски обозначается словом «приседание». Plie исполняется на пяти позициях;
сначала оно делается в половинном размере – demi –plie, а затем переходят на
grand – plie, или большое приседание, но не раньше, чем будет хорошо усвоено
demi – plie. Plie присуще всем танцевальным движениям, оно встречается в каждом
танцевальном pas, ему нужно уделить совершенно особое внимание при исполнении экзерсиса.
Demi – plie (деми-плие)исполняется не отрывая пяток от пола, колено
сгибается по направлению к носку.
Grand – plie (гранд-плие) отличается более глубоким «приседанием»
отрывая от пола пятки по I, III, IV и V позициях, тогда когда их невозможно удерживать
на полу. На II позиции пятки не поднимают, поскольку в таком положении можно
«присесть» глубоко, не отрывая пяток. Ноги раздвинуты на расстояние одной
ступни - такое небольшое раздвижение ног наиболее выгодно для развития их
гибкости.
Battement (батман)– обозначает в танцевальной терминологии отведение и
приведение ноги. В классическом танце это отведение вылилось в многообразные
формы.
Battement tendus (батман тандю)– для первоначального изучения нужно
делать этот battement c I позиции, так как это менее сложно. Упор всего тела на
левой ноге, правая действует свободно и не несет его тяжести. Правая нога
скользит вперед, не отрывая, носка от пола. Движение начинается всей вытянутой
ногой, сохраняя выворотной пятку (что дает некоторое ощущение, как бы начинает
движение пятка, а затем продолжает носок). В момент возвращения ноги на место
необходимо как можно выворотнее ставить ступню в позицию. То же движение
делается в сторону на II позицию, чертя ногой прямую линию, и назад. Так же с
другой ноги.
Battement tendus jete (батман тандю жете)сначала изучается с I позиции,
т. е. Нога выбрасывается вперед и назад против I позиции, а затем против V
позиции. Скользнув по полу, нога выбрасывается в воздух на 45° с акцентом от I
или V позиции вперед, в сторону или назад, при этом не следует поднимать
чрезмерно верхнюю часть ноги (бедро). Не останавливаясь на крайней точке, нога
проходит через I или V позицию и продолжает движению. Французское обозначение
этого Battement – jete (брошенный) - передает его характер. Приводя ногу в
позицию во всех случаях должно ударять носком по полу.
Grands battement jete (гранд батман жете) исполняется как battement
tendus jete, но нога продолжает движение и выбрасывается толчком на высоту 90°.
При этом корпус не должен производить никаких движений, происходящих от
неправильных усилий. Только когда grands battement jete делается назад,
рекомендуется корпус наклонять слегка вперед и при возвращении выпрямлять его.
Grands battement jete balance(гранд батман жете балансе). Для начала
отвести ногу назад с вытянутыми пальцами; скользящим движением нога через I
позицию выбрасывается вперед на 90º, и от сильного броска корпус отклоняется
назад. Затем нога бросается через I позицию назад, корпу наклоняется вперед.
Получается качание взад и вперед, причем корпус следует отклонять назад
настолько же, насколько наклонять вперед, равномерно, оставляя спину прямой и
плечи совершенно ровными. Кисть руки, держащаяся за палку, не должна менять
своего места при наклонении и отклонении корпуса.
Sur le cou-de-pied (сюр ле ку-де-пье) — положение ноги на щиколотке
другой ноги, причем ступня с вытянутым подъемом и опущенными пальцами носком
охватывает эту щиколотку. Sur le cou-de-pied назад — подъем и пальцы в том же
положении, но пятка примкнута к щиколотке сзади.
Battement frappe (батман фрапе). Исходное положение правой ноги на II
позиции, с вытянутыми пальцами, правая нога бьет левую Sur le cou-de-pied
впереди и возвращается на II позицию, ударяя вытянутым носком в пол, причем
акцент падает на II позицию. Когда battement frappe делается назад, нога не
ударяет Sur le cou-de-pied, а проходит сзади щиколотки.
Battement fondu (батман фондю). Из V позиции нога идет Sur le
cou-de-pied, левая делает одновременно demi — plie, соблюдая выворотность колена;
затем правая открывается вперед носком в пол, левая выпрямляется и вытягивается
в колене одновременно с правой. Правая нога возвращается Sur le cou-de-pied, и
движение повторяется на II позицию и назад, причем в последнем случае нога
проходит Sur le cou-de-pied сзади
Rond de jambe par terre (ронд де жамб пар тер).
En dehors (ан деор)"вперед". Движение начинается с I позиции;
нога проводится вперед так же, как в battement tendu, отсюда описывается носком
дуга через II позицию назад до положения против I позиции, от этой точки нога
чертит прямую линию до точки, с которой начала дугу, проходя через I позицию с
опущенной до земли пяткой и вытянутыми коленями.
En dedans (ан дедан) "назад". Движение в обратном направлении.
Нога выводится назад и чертит ту же дугу и прямую линию в обратном направлении
с соблюдением тех же правил.
|