За несколько столетий своего существования контрдансы танцевались с разными
построениями. Наиболее известными были следующие:
Longway for as many as will
Построение, существовавшее со времен первого Плейфорда. Представляет собой
единую колонну, разбитую на одинаковые мини-сеты. Все мини-сеты одновременно
танцуют одни и те же фигуры. Longway может быть unprogressive и progressive.
Unprogressive longway
В такой колонне пары вверх-вниз по колонне не двигаются, номера не меняют. Как
правило, такой танец имеет конечное число неповторяющихся фигур. Встречается
очень редко, и необходимое для мини-сета число пар в каждом случае
оговаривается индивидуально. (Например, к таким танцам относятся New Boe Peep и
Fryar & Nun).
Progressive longway
Известен с 1651 г.
и активно используется вплоть до наших дней. Мини-сеты, из которых состоит
такой longway, называются minor sets. Бывают longways на две пары (duple
minor), на три пары (triple minor), на четыре пары. Про последний вариант я, к
сожалению, не знаю ничего: ни разделения пар на активные-пассивные, ни правил
смены (только слышала упоминание об этом на мастер-классе Ливена Барта).
Для progressive longway характерно наличие активных, пассивных и нейтральных
пар. Активные пары — первые — те, которые начинают танец, солируют в нем,
выполняют бóльшую часть фигур. Пассивные пары — вторые (и третьи для triple
minor) — являются «фоновыми» для активных. Как правило, пассивные пары танцуют
меньше активных. Практически все контрдансы, в которых пассивные вторые пары
танцуют столько же фигур, сколько и активные первые, были сочинены или
модифицированы в новейшее время (например, Mad Robin, который мы танцуем в
обработке Сессила Шарп, сильно отличающейся от оригинала). Нейтральные пары —
это пары, оказавшиеся на концах longway’я, и не имеющие пока партнеров для
составления мини-сета, а в связи с этим пропускающие одно или два проведения.
(Проведение — это полное однократное повторение всех фигур танца.)
Правила смены нумерации пар для duple и triple minor sets:
* Каждое проведение включает в себя нечетное количество progressive фигур, т.е.
таких фигур, при исполнении которых пары меняются местами (как правило, одну
или три). Благодаря этому каждое проведение активная пара смещается на один
minor set вниз по сету, а пассивная продвигается вверх по сету.
* Когда пара достигает верхнего или нижнего конца сета, через одно-два
проведения она стартует с новым номером. С верхнего конца сета — всегда в
качестве активной пары, с нижнего — в качестве пассивной.
Duple minor set
Т.к. пар две, то прогрессия осуществляется очень просто: первая пара все время
танцует как первая, вторая все время как вторая; на концах колонны пары
пропускают одно проведение каждая и стартуют: с верхнего конца с первым
номером, с нижнего — со вторым. Например, Childgrove.
Triple minor set
Прогрессия здесь осуществляется следующим образом: первая пара все время
танцует как первая, а пассивные пары поочередно танцуют то партию второй, то
партию третьей пары. Когда пара доходит до конца колонны, она пережидает два
проведения, после чего танцует снова: с верхнего конца с первым номером, с
нижнего — как пассивная пара. Стоит отметить, что, когда активные пары доходят
до низа колонны (вернее до момента, когда от хвоста колонны их отделяет всего
одна пара, т.е. minor set составить невозможно), то, для осуществления
прогрессии, во время первого из пропускаемых ими проведений, они должны
поменяться местами с последней парой колонны. Например, Union Waltz, первый
вариант.
Есть два варианта определения нумерации пар перед началом танца.
1.
Все пары берутся в четверках (или шестерках) за руки, замыкая маленькие кружки
minor set’ов, или, как вариант, распорядитель проходит по ряду и рассчитывает
пары. В этом варианте все мини-сеты начинают танец одновременно. Датировка
этого способа неизвестна, но в настоящее время он очень популярен у
исполнителей ECD.
2.
Начинает только самая первая пара. Когда она протанцует два (или три)
проведения (т.е. в голове колонны образуется еще один мини-сет), одновременно
стартуют две первых пары — начальная и первая пара нового мини-сета, и так
далее, пока в танец не будут вовлечены все пары. Этот вариант начала танца был
доминирующим в н. XIX в. Более того, существовал аналогичный способ прекращения
танца: когда первая пара первого мини-сета проходила всю колонну вниз, а затем
вверх, она не начинала танец сначала, а оставалась стоять на месте. Постепенно
из танца выходили и все остальные пары. (Описан у Уилсона).
Longway на три пары (triple minor) дал начало очень популярному сейчас
построению «на три пары в четырехпарном сете».
Как реконструировать longway’и? Как отличить duple и triple minor sets?
Во-первых, в некоторых учебниках это указано авторами танцев. Например, Уилсон
утверждает, что контрдансы не танцуются менее, чем на три пары. Во-вторых, есть
фигуры, в которых танцуют сразу все шесть участников мини-сета (например, hey).
При наличии таких фигур longway просто не может быть duple minor. С другой
стороны есть танцы (в том числе и в учебнике Уилсона), все фигуры рассчитаны
всего на две пары. Если этот танец танцевать в triple minor set’е, то
образуется слишком много нейтральных пар прямо в середине колонны. Я
сомневаюсь, что в XVII–XIX вв. такое практиковалось. Однако есть танцы, которые
включают фигуры на три пары, в которых одновременно танцуют не шесть, а четыре
человека: оба партнера активной пары, леди из одной пассивной пары и кавалер из
другой (например, turn corners). Опыт показывает, что такие танцы можно танцевать
как в triple, так и в duple minor sets (например, Cambridge waltz). Я в данном
случае отступала от комментариев Уилсона и реконструировала танец на мини-сет
из двух пар, исходя из следующих соображений: за два века, прошедших со времени
создания учебника Уилсона, менталитет танцующих несколько изменился. Нашим
современникам много интересней танцевать самим, нежели наблюдать за танцем
других. А в duple minor set пассивные пары танцуют больше, чем в triple.
Кадриль или котильон
Есть два типа нелинейных построений на четыре пары:Round for eight и A square
Dance for eight. Это различие было отмечено еще в первом издании Плейфорда.
Первое название создано по аналогии с танцами на три или бесконечное множество
пар по кругу. Второе так описывает сам составитель и проставляет у пар номера.
Если разбирать танцы, то отличие в этих построениях не в том, как стоят пары, а
в том, что они делают на первые такты музыкального сопровождения. Round for
eight практически всегда (по крайней мере в танцах первого издания) начинается
с того, что все четыре пары сходятся в центре. A square Dance for eight
начинаются по-разному, но в них нет общего движения в центр: или все идут
наружу, или танцует только первая пара, или начинают первая пара и ее визави.
Хочу заметить, что сейчас в ECD четко различаются контрдансы-котильоны и
контрдансы-кадрили, собственно, ведущие свое происхождение от описанных в
Плейфорде типов. От французской «кадрили» Плейфордовский «A square Dance for
eight» отличается только нумерацией пар: во Франции напротив первой пары стоит
их визави — вторая, справа от первой — третья, слева — четвертая. В Англии
нумерация идет по часовой стрелке (слева от первой — вторая, напротив — третья,
справа — четвертая).
Эти два вида пережили вместе с контрдансами всю их бурную историю. Но в 17-м
веке, типы построений были много разнообразнее. В частности, существовали:
Longway
1. Три пары, стоящие друг за другом, кавалеры слева, дамы справа (например,
Upon a Summer Day).
2. Четыре пары, стоящие друг за другом, кавалеры слева, дамы справа (например,
The Spanish Jeepsie).
Надо отметить, что в этих построениях все стоят лицом в одну сторону (кавалер
слева, дама справа). В большинстве случаев кавалер предлагает руку своей даме.
То же правило часто применялось и в longways for as many as will, созданных в
17-м веке (например, в Goddesses)
Round
1. Три пары, стоящие по кругу (например, Jenny Pluck Pears).
2. Любое число пар, стоящее по кругу (например, Gathering Peascods).
В танцах с таким построением первое движение в большинстве случаев — проход по
кругу.
Прочие построения
1. Две пары, стоящие друг напротив друга (например, Rufty-Tafty).
2, 3, 4.... Т.н. «смешанное» построение предполагает свой рисунок для каждого
из контрдансов этого типа (к примеру, в единую линию — Dargason, на четыре
пары, но в 3-ей и 4-ой партнеры стоят на «чужой» стороне — Lulle me beyoung
thee) Источник: примечания ко второму изданию Плейфорда — http://www.shipbrook.com/jeff/playford/xref.html
В 20-м веке были созданы новые варианты. Например, Fryar & nun, в оригинале
бывший longway for as many as will, теперь танцуется на две пары, стоящие одна
за другой. Для некоторых танцев в традиционном longway’е во всех четных парах
партнеры меняются местами (например, Heralds in Love).