Прежде чем говорить о шагах, стоит отдельно остановиться на вопросе: с каких
ног начинались контрдансы.
В сборнике Плейфорда нигде не указано, с какой ноги контрдансы нужно начинать.
Однако с 95% уверенностью, можно считать, что в 1651 г. танцоры начинали с
левой ноги. Во-первых, все танцы, известные в Англии до того, начинались с
левой ноги. Во-вторых, в некоторых сборниках Inns of Court, при описании
родственных контрдансам аллеманд, четко прописано: «двойной вперед и двойной
назад с левой ноги... set & turn с левой ноги», а затем повторяют все то же
самое с правой. Странно было бы предположить, что в одно и то же время на одних
и тех же балах одни танцы начинали с левой ноги, а другие, близкородственные —
с правой.
После реставрации династии Стюартов на британском престоле, в Англию приехали
французские учителя, чтобы познакомиться с новой танцевальной модой. Они увезли
контрдансы во Францию, где переосмыслили их в рамках своей барочной традиции, и
в частности, контрдансы с этого момента стали танцевать с правой ноги. Такой
вариант был привезен обратно в Англию, где примерно между 1680-м и 1700-ми
вытеснил «левоногий» вариант. Все контрдансы в стиле 18-го и 19-го веков начинаются
с правой ноги. В н.20-го в. Сессил Шарп, восстанавливая танцы из Плейфорда,
принял за аксиому то, что контрдансы из Плейфордовских сборников начинаются
правой ноги, и в течении многих десятилетий их так танцевали по всему миру.
В настоящее время в мире живы обе эти традиции. Ливен Барт, в частности,
продолжает традицию Сессила Шарпа. Хочу отметить, что в первозданном (т.е.
1651-го года выпуска) виде мы танцуем очень мало КД. Большинство было изменено
позже (в основном, в 20-м в.)
Поэтому танцевать только с левой, по моему мнению, также неправильно, как и
только с правой. Исключением являются балы-реконструкции конкретного периода. В
Санкт-Петербурге традиционно контрдансы начинают с правой ноги, поэтому
описания на настоящем сайте описаны в рамках этой традиции.
Вслед за Ростиславом Кондратенко хочу отметить: нога принципиальна не во всех
контрдансах, а только в тех, где есть set (право — приставить — лево —
приставить). В таких случаях можно перед танцем в своем сете договориться.
17
век
Т.н. «двойной английский шаг»(он же
контрдансный):
* Вариант первый. На 4 счета — шаг правой, шаг левой, шаг правой, левую
приставить на носок рядом с носком или щиколоткой правой ноги (но не у пятки!).
Стоит отметить, что во время первых трех шагов вес переносится на
соответствующую ногу, в то время как при приставлении ноги вес на нее не
переносится. С приставленной ноги мы всегда начинаем следующий шаг.
* Вариант второй, показанный Дианой Скрайвенер, так же на 4 счета: шаг правой,
шаг левой, шаг правой на носок, левую приставить к правой на носок и
одновременно опуститься на полную стопу.
* Вариант третий, распространенный в Англии. Все шаги аналогичны шагам первого
варианта, но делаются с подпрыгиванием.
Slip
Приставные шаги, не прыгающие, а скользящие, низкие. Могут поочередно делаться
с разных ног (вперед или назад) или с одной и той же (вбок).
Простые шаги
Обычные шаги человека.
18
век
(описания Яны Воиновой)
Па де буре
Существует в варианте и на 3, и на 4 счета.
Исходное положение: ноги в 1ой позиции; вес на одной ноге (например, левой);
свободная нога на па де пье (нога слегка согнута в колене за счет того, что
пятка оторвана от пола, колени выворотно!)
На три счета
Затакт: плие (вертикальное! снижение) на опорной (левой) ноге
1 счет: шаг на полупальцы правой ноги,
2 счет: шаг на полупальцы левой ноги,
3 счет: шаг на полупальцы правой ноги, плие на правой ноге и т.д.
На четыре счета
Затакт: плие (вертикальное! снижение) на опорной (левой) ноге
1 счет: шаг на полупальцы правой ноги,
2 счет: шаг на полупальцы левой ноги,
3 счет: шаг на полупальцы правой ноги,
4 счет: подвести свободную ногу к щиколотке опорной ноги не снижаясь, плие на
правой ноге и т.д.
Снижаемся для того чтобы выше подняться, а не чтобы ниже провалиться.
Па де менуэт
Исполняется на 6 счетов. Начинается все время с правой ноги (кроме особо
оговоренных случаев)
1-ый (наиболее часто практикуемый) вариант
Исходное пололжение: ноги в 1-ой позиции; вес на левой ноге; правая нога на па
де пье (нога слегка согнута в колене за счет того, что пятка оторвана от пола,
колени выворотно!)
Затакт: плие (вертикальное! снижение) на опорной (левой) ноге
1 счет: шаг на полупальцы правой ноги,
2 счет: подвести свободную ногу к щиколотке опорной ноги, вертикальное снижение
(плие) на правой ноге,
3 счет: шаг на полупальцы левой ноги,
4 счет: шаг на полупальцы правой ноги,
5 счет: шаг на полупальцы левой ноги,
6 счет: подвести свободную ногу к щиколотке опорной ноги, вертикальное снижение
(плие) на левой ноге
2-ой вариант
И.п.: ноги в 1ой позиции; вес на левой ноге (кроме особо оговоренных случаев);
правая нога на па де пье (нога слегка согнута в колене за счет того, что пятка
оторвана от пола, колени выворотно!)
Затакт: плие (вертикальное! снижение) на опорной (левой) ноге
1 счет: шаг на полупальцы правой ноги, подвести свободную ногу к щиколотке
опорной ноги,
2 счет: пауза
3 счет: шаг на полупальцы левой ноги,
4 счет: шаг на полупальцы правой ноги,
5 счет: пауза, подвести свободную ногу к щиколотке опорной ноги, плие
6 счет: жете ( перескок с опорной правой ноги на левую)
19 век
Наиболее часто использовались шассе, жете и ассамбле.
Шассе
(pas chassé, в н.19-го века состоял из двух движений — temp leve et pas chassé)
На «и» — подъем на опорной ноге, рабочая выносится в четвертую воздушную
позицию, на «раз» — рабочая нога скользя опускается на полную ступню с
продвижением вперед, одновременно на нее переносится вес корпуса, на «и»
опорная нога подтягивается к рабочей, одновременно поднимаемся на носки, на
«два» рабочая нога снова скользя опускается на полную ступню с продвижением
вперед, одновременно на нее переносится вес корпуса. Первое шассе вперед или
вправо делается с правой ноги, назад или влево — с левой (источник: Максин
А. Изучение бальных танцев. М., 1839, Ивановский И. П. Бальный танец XVI–XIX
вв. Л.-М., 1948 г.,
с. 169, мастер-классы Ливена Барта на ФСТ-6).
Ассамбле
(assemblé) — прыжок с места на месте (из закрытой позиции в закрытую) со сменой
ног, т.е. если перед па впереди стояла правая нога, после па впереди
оказывается левая. На «и» делается прыжок на опорной ноге, рабочая выносится во
вторую воздушную позицию, на «раз» рабочая нога приставляется впереди опорной в
пятую или третью позицию, вес равномерно распределяется на две ноги. В
принципе, ассамбле могло делаться и из открытых танцевальных позиций, но в
результате танцующие обязательно оказывались в закрытой позиции (источник:
Максин А. Изучение бальных танцев. М., 1839, с.10–11, видеозапись «20» из Библиотеки
конгресса — http://memory.loc.gov/ammem/dihtml/divideos.html#vc020)
Жете
(жете) (jeté) — прыжок с места на месте. Так же может делаться из разных
позиций (например, третьей или четвертой). Также предполагает смену ног и
грациозное вытягивание ноги вбок, на «и» делается прыжок на опорной ноге,
рабочая выносится во вторую воздушную позицию, на «раз» рабочая нога
приставляется впереди опорной, а опорная поднимается на па де пье (если жете
делалось вперед, то опорная нога — на па де пье назад и наоборот) (источник:
Максин А. Изучение бальных танцев. М., 1839, с.11, Бернгард Клемм Новейший
самоучитель общественных и художественных танцев. СПб 1884, с.53–54,
видеозапись «20» из Библиотеки конгресса — http://memory.loc.gov/ammem/dihtml/divideos.html#vc020)
Впрочем, даже в 18, а особенно 19 веках вместо них часто делали проход на
обычных танцевальных шагах — pas marche — этот шаг делается также как и обычный
человеческий шаг, но ступать нужно с носка и стремиться сразу же перенести вес
на ступающую ногу.
Хочу отметить, что техника шагов 18–19 веков требует большой подготовки, эти
шаги не стоит пытаться разбирать с описания без преподавателя и
хореографической подготовки.
Кроме них, в контрдансах использовались pas de basce, шаги галопа,
шаги вальса и многие другие — при необходимости они будут объяснены в
описаниях конкретных контрдансов.
|