Единое сообщество исторического танца
города Винницы

Категории раздела

Балетная [1]
Общая [1]
Кадрильная [1]
Терминология английских контрдансов [3]
Фигуры КД [1]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Терминология » Терминология английских контрдансов

Термины контрдансов

  Lines (Линии)

Как правило, с такой фигуры начинается большинство контрдансов. Если движение идет вперед (чаще всего в лонгвее) — то танцуется 1 двойной английский шаг вперед, 1 двойной английский шаг назад, и этот проход называется leade. Если контрданс начинается с того, что пары сходятся в центре, то танцуется 1 двойной английский шаг вперед, 1 двойной английский шаг назад, и этот проход называется meet (иногда meet может означать только первую часть: пары или только контрпартнеры сходятся в центр за один двойной шаг). Если движение идет по кругу (с правой ноги в левую сторону), то танцуется 2 двойных английских шага (или один — налево, второй — обратно), и это движение чаще всего называется goe round. Lines — термин, возникший позже, и обозначающий то, что в этой части идет общее движение вперед, в отличие от схождения внутри пары (как в sides и arms).

  Sides (Стороны или плечи)

Партнеры сходятся правыми плечами за 1 двойной английский шаг (при исполнении этой фигуры в лонгвеях все должны оказаться в единой линии), расходятся на свои места, второй раз — сходятся левыми плечами. Есть вариант, называющийся sharp sides — по имени ошибочно введшего их в танцевальную практику Сессила Шарпа: в этом варианте партнеры на счеты 1,2, 3 обходят друг друга, расходясь правыми плечами, и на счет 4 разворачиваются друг к другу лицом (через правое плечо), обратно возвращаются расходясь левыми плечами, доворачиваясь через левое плечо. Второй раз расходятся левыми плечами, возвращаются правыми.

  Arms (Руки)

Партнеры подают друг другу правые руки, скрещивают их чуть выше запястий так, чтобы кисть была параллельна руке партнера (т.к. в 17-м веке были пышные отделанные рукава). В таком положении (стоя боком друг к другу) они обходят друг друга за два двойных английских шага по часовой стрелке. Второй раз скрещиваются левые руки и движение идет против часовой.

Прим.: Диана Скрайвенер показывала вариант, который выполняется не на двойных, а на простых шагах.

Эти три фигуры в 17 веке чаще всего были основами куплетов (так называемая «Плейфордская схема» контрдансов: lines, sides, arms).

Другими, фигурами, применяемыми в контрдансах, описанных в сборниках Плейфорда (в 1651–1728 гг.) и его современников были следующие:

  Hands

Этим словом обозначается, кто в той или иной фигуре берется за руки (например, в паре, или все дамы, или все танцующие — к примеру, в Upon a summer Day то, что все перед «воротиками» берутся за руки, описывается как: The men take all hands, and the women hands)

  Back to back

Примерно до 1680-х гг., как правило, этими словами обозначалось только положение танцующих, при котором они оказываются в центре спинами друг к другу, к примеру, в Fine Companion: Men meet, turne back to back.
Позже back to back так же мог использоваться в этом же смысле, но чаще встречается выражение go или dance back to back: это обход друг друга спинами: выполняется в паре, партнеры расходятся правыми плечами, заходят за спины друг другу, возвращаются на свои места спиной вперед, расходясь левыми плечами. На двойных английских шагах исполняется следующим образом: за два счета сойтись правыми плечами, на третий счет пройти спинами друг к другу не поворачиваясь, на четвертый счет приставляется нога. На первые два счета второго двойного английского шага отходим назад, на третий — на свое место. На четвертый приставляется нога. Общая траектория в этом случае напоминает прямоугольник (откуда и пошло народное название «квадрат»).
В Европе фигура называлась dos-a-dos, в Америке — do-si-do

  Turn (поворот, также иногда пишется как turne)


В контрдансах встречаются разные виды поворотов: поворот на месте (в данном тексте обозначается как turn single), поворот в паре (в данном тексте просто turne), а также другие варианты (например, поворот в пол-оборота на месте)
Turn single делается в ту сторону, какая нога приставлена в начале шага. Он выполняется по небольшой окружности на 4 счета: 1 — шаг назад с поворотом на 120 градусов и переносом веса, 2 — шаг с другой ноги дальше по окружности с поворотом на 120 градусов и переносом веса, 3 — вернулись с той же ноги, что и начинали на исходное место, с переносом веса, на 4 — приставили другую ногу.
Turne: за 1 двойной английский шаг по маленькому кругу меняемся, держась за обе руки, с партнером или контрпартнером местами, за следующий шаг возвращаемся на свое место. Как правило, танцуется по часовой стрелке. При повторении дважды подряд (как, например, в Epping forest), принято первый turne танцевать по часовой стрелке, второй — против.
Turn вполоборота на месте (например, в New Boe Peep): шаг правой ногой перед собой накрест с поворотом на 60 градусов, шаг левой ногой накрест с поворотом на 60 градусов, шаг правой ногой в правую диагональ на оставшиеся 60 градусов, так, чтобы оказаться развернутым спиной к своему партнеру, левую ногу приставить. В итоге мы разворачиваемся на 180 градусов. С левой ноги выполняется точно также. В некоторых случаях выполняется не ровно на 180 градусов, а чуть больше или меньше: например, в Heralds in Love, когда после поворота мы должны стоять лицом к партнеру либо контрпартнеру.

  Change

Перемена мест. Чаще всего — в паре. Выполняется на один двойной английский шаг, по традиции может выполняться за две руки (в этом варианте фактически, является половиной turne). Если не указано обратное, то расходимся правыми плечами.

  Cross (варианты: crossing, cross over)

Смена места с проходом сквозь другие пары. Может выполняться парой (например, в The Night Peece) или несколькими людьми (например, в Scotch Cap). Наибольшим отличием от, к примеру, change является то, что термин cross используется тогда, когда в рисунке делается акцент на смену мест партнерами: это или проход между другими парами, или смена мест для взаимодействия с другими танцующими. В отличие от change никогда не делается всеми танцующими одновременно. Конкретная траектория зависит от танца.
 
Fall, back, goe


Различные направления движения (как правило в припевах). Направление зависит от танца, но fall — всегда движение назад или вниз по сету. Обычно выполняется за один или два двойных английских шага. Кроме того, этим словом может обозначаться подмена ног (как в Scotch Cap — шаг правой назад, подставить к ней левую, шаг правой вперед, следующий двойной шаг начинается с левой ноги)

  Set

Set — это шаг вправо, приставить, шаг влево, приставить. Чаще всего исполняется в связке set — turne single. Кстати, set — это едва ли не единственная фигура в контрдансах, где сохранились одинарные английские шаги. Позже эти шаги в сетах были заменены балансе (Cambrige walls) или па-де-басками (как, например, в современной версии Commical fellow)

Кроме стандартного сета в куплетах, описанного выше, этим словом может описываться смена положения (например, выведение дам и кавалеров в центр в Jenny pluck pears описывается как First man set his Wo. in the midst with his face to him)

  Figure of eight («Восьмерка»)

За 8 простых шагов. Выполняется чаще всего в лонгвеях, где есть разделение на первые-вторые пары. Первая пара обходит вторую (или наоборот). Сначала первая дама проходит внутри второй пары по диагонали, обходит второго кавалера сзади и встает на место первого кавалера. Он в это же время, пропуская свою партнершу вперед, идет по диагонали внутри второй пары, обходит сзади вторую даму и встает на место своей дамы. Далее первая дама обходит аналогично вторую даму, а первый кавалер — второго, соответственно кавалер и дама за 16 шагов вернутся на свои места. Чаще встречается половина этой фигуры.

  Moulinet (Мулине)


Кавалеры или дамы выходят в центр, берутся при движении по часовой стрелке правыми, при движении против часовой стрелки левыми руками и двигаются по кругу. Сам термин мулине — французского происхождения, и у Плейфорда подобная фигура обозначается громоздким Right (Left) hands across and goe round (The Spanish Jeepsie)

  Hey (хей) и Chaine (шен)

По сути, и то, и то — цепочка. Но это две разные фигуры, которые мы постоянно путаем, что неправильно.

Хей — фигура английская. Он танцуется без рук, без петелек на концах (т.е. если мы с последним поменялись правыми плечами, то дальше мы идем по часовой стрелке, без доп. доворотов, и с новым партнером тоже меняемся правыми плечами), а также на хей обычно отводится одна муз. фраза вне зависимости от количества партнеров (т.е. и на три, и на четыре, и на пять человек хей танцуется на одни и те же 8 или 16 тактов). Хей может танцеваться не только в линию, но и по кругу.

Шен — фигура французская. Она танцуется за руки, на концах делается доворот (например, с последним разминулись правыми руками, повернулись вокруг своего левого плеча, снова меняемся правыми руками), а также в шене столько же тактов, сколько перемен (т.е. на троих — 6, на четверых — 8 и т.д.).

В тех редких случаях, когда у Плейфорда не хей, а шен (например, в Hunsdon house), он его подробно расписывает.
  Cast off

Собственно «cast off» — обозначает выход и движение снаружи сета (пары, кадрили — нужное подставить), а up и down — направление движения. При этом выходим мы из сета, поворачиваясь через плечо, противоположное направлению движения.

  Peep


Перед исполнением этой фигуры мы стоим спиной к своему партнеру (или, наоборот, видим спину своего партнера). Стоящий сзади кладет руки на плечо партнера/партнерши и заглядывает ему/ей в лицо поочередно через правое и левое плечо (количество раз указывается при описании контрданса). Стоящий впереди поворачивает лицо к лицу партнера/партнерши. Эта фигура встречается в контрдансах достаточно часто (хотя на данный момент в С.-Петербурге ее танцуют только в New Boe Peep).

Imbrass
(современное написание embrass)

Обнять своего партнера/партнершу. Логичнее всего это делать слегка по-кукольному, что хорошо вписывается в общее пасторальное настроение контрдансов.
  Kiss (поцелуй)

В 17 веке поцелуй был таким же естественным приветствием, как сейчас — пожатие рук. Поэтому присутствие в танцах поцелуев было абсолютно обычным явлением. Однако, как именно целовали друг друга в 17 веке, сейчас неизвестно. Как вариант, предлагается или делать слегка кукольный поцелуй на расстоянии, чтобы лишним движением не нарушить ход танца, или мужчинам целовать протянутые руки женщин (для чего тоже не требуется подходить близко — вариант был придуман Сессилом Шарпом).
  Clap
Хлопки в ладоши в одиночку или в паре (например, в Commic Fellow)



Категория: Терминология английских контрдансов | Добавил: Yuko-Lin (12.07.2011)
Просмотров: 1841 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Mikado no Ame - анимешники Винницы